Portal VR

Half-Life Alyx VR: обзор трехмерного шутера

Большое возвращение Half-Life, во-первых, не имеет аналогов в индустрии. Мир Alyx настолько щедро украшен апокалиптическими декорациями, а декорации настолько продуманно выстроены, что вы можете принять игру за флагманский эксклюзив для PlayStation или Xbox. И все же, к лучшему или худшему, Alyx — игра удивительно знакомая, и не только по ДНК, которую она обрела спустя столько лет, но и по тому, как она подходит к платформе. Для игроков, давно играющих в VR, в Alyx не так много «нового», и в ней нет ответов на самые насущные проблемы среды. Но то, что она делает правильно, она почти всегда делает лучше всего.

Решение дважды вернуться во времена, предшествующие Half-Life 2, и сделать вас не Гордоном Фрименом, орудующим ломом, а Аликс Вэнс, стреляющей из пистолета, — мудрое решение, освобождающее Valve хотя бы от части сокрушительного давления, которое могло бы наложить на вас добавление «3» к названию. И, что очень удобно, Аликс попадает в важнейший и неизученный период канона Half-Life, когда человечество все еще зализывает раны, приспосабливаясь к жизни под властью штурмовиков — комбайнов.

Half-Life: Alyx screenshots allegedly leak with new Combine and a de-Headcrabbed zombie | GamesRadar+

Но самое главное — это отличный способ для франшизы снова встать на ноги, особенно на неизведанной территории. Большая часть Alyx посвящена как повторному знакомству с миром Half-Life, так и изучению того, что его основные элементы значат в VR. Это игра о физике и, как никогда раньше, о физическом; например, столкновения с комбайнами эволюционируют от беготни с пистолетом к более тяжелым, более осязаемым медленным перестрелкам, в которых мир является одновременно и оружием, и щитом.

Сражения

Если вы готовы к пантомиме, Alyx — это один из самых активных и захватывающих боев, которые можно испытать в VR. В самых жестких сражениях мне приходилось ютиться на полу, открывать двери машин, чтобы стрелять через щели в водительских креслах, инстинктивно вздрагивать от грохота выстрелов сверху, а затем выковыривать оставшиеся осколки в разбитом окне, чтобы достать шальную обойму патронов щелчком своих гравитационных перчаток, а затем поспешно перезаряжать их.

Half-Life: Alyx

О, и эти перчатки — их уместно прозвать «Расселами» в честь их изобретателя — замечательная вещь, интуитивно понятная и удобная в использовании: простым движением запястья вы можете подхватить предмет на руку и вовремя поймать его. Наряду с упрощением сбора мусора без ущерба для него, они являются важной частью того, что придает действиям Alyx плавность, механически надежным стержнем в центре жонглирования, которым часто оказываются перестрелки.

Best Half-Life: Alyx mods | Rock Paper Shotgun

Аликс также более непосредственно заинтересована в головоломках, чем в предыдущих играх, стремясь использовать VR по максимуму. Мультиинструмент постоянно используется для того, чтобы отпирать двери и ящики с патронами, решая голографические задачи. Они не всегда удачны, некоторые из самых простых задач надоедают — например, провести маячок на голографической сфере мимо лабиринта из мин. Но когда они случаются, то становятся совершенно фантастическими, например, когда нужно проследить за проводами в стенах, чтобы подключить электричество, что может потребовать отодвинуть предметы с пути или создать импровизированные платформы, чтобы найти правильный путь вперед. Это блестящее применение VR.

Half-Life: Alyx: Player guide – 8 tips you need to know

То, что игра теряет при переходе в VR — а именно интуитивное движение и разнообразие оружия (здесь всего три пушки), — она компенсирует универсальностью полного человеческого управления. Но в ней есть плавность, определенная беззаботная текучесть, с которой не могут сравниться такие игры, как, например, Boneworks, что придает ей более острый характер. Может быть, это и не Half-Life по ощущениям, по крайней мере, не сразу, но по подходу это безошибочно Half-Life.

Почти хоррор

Нигде это не проявляется так ярко, как во встречах с инопланетянами Ксен, которые получили новую злобную жизнь. Теперь они решаются не взмахом лома, а сражением в близости и поспешной перезарядкой, часто передавая напряженную интенсивность игры Resident Evil 4. Не только в крутящемся на тарелке действии по удержанию зомби и хедкрабов на расстоянии, но и в неизбежно тревожном и совершенно человеческом желании быть как можно дальше от них.

Half-Life: Alyx: Gameplay Trailer 1 (Subway)

На самом деле, Alyx можно даже назвать игрой ужасов, и, как бы нервно это ни звучало, это один из самых естественных переходов в игре. А как иначе? Прыгающие, мясистые (а иногда и тревожно волосатые) лица-сосунки набрасываются на вас, жестоко зная, что ваш мозг вызовет мгновенную панику, а воющие, хнычущие зомби выходят из тени, уже не шагая вперед, а хихикая, как в мультике про Бивиса и Баттхеда.

Играть в Half-Life: Alyx | Виртуальная реальность в Москве — Нереальное место

Но что делает ужас Alyx таким успешным, так это то, насколько он управляем. Valve с полной ответственностью относится к арсеналу жутких приспешников, по крайней мере, поначалу. Игра разумна в своих страхах; она редко бывает настолько безжалостно кошмарной, чтобы ошеломить вас, но и достаточно непредсказуема, чтобы держать вас в напряжении. Лишь пару раз в игре хедкрабы прячутся за углами или пробираются через вентиляционные отверстия, появляясь по щелчку фонарика. Вместо этого они дают о себе знать, выскакивая из-за труб или спрыгивая с потолка на расстоянии нескольких метров, чтобы убаюкать вас, пусть и незначительной, но необходимой безопасностью.

Это мастер-класс по VR-хоррору, который учит не столько тому, как его делать, сколько тому, как с ним справляться. К тому моменту, когда Valve доверит вам некоторые из самых душераздирающих моментов — включая один впечатляюще злобный поворот в головоломке, — вы уже научитесь закаляться. Это замечательная работа с игроками, достижение в работе с вами, чтобы подтолкнуть и помочь победить то, с чем вы, возможно, не думали, что сможете столкнуться.

Мод Half-Life: Alyx NoVR делает всю кампанию доступной для игры без VR

В данном случае речь идет о том, чтобы научить старую собаку новым трюкам. Если для давнего поклонника Half-Life эти изменения кажутся поразительными и непокорными, подумайте о том, что для давних поклонников VR они звучат удивительно знакомо. А все потому, что Alyx — это шокирующе узнаваемый опыт для посвященных.

Многое из того, что я описал выше, — физичность боя или реалистичность ужаса — уже встречалось в VR раньше. Вспомните горстку мастерски проработанных боевых сцен в Superhot VR или поразительную спонтанность в Budget Cuts, и вы получите разумное представление о том, чего здесь ожидать. Вы можете быть готовы к тому, что Valve перевернет все это с ног на голову, но на самом деле это не так. Вместо этого в Alyx гораздо больше внимания уделяется тому, чтобы подвести итог последним четырем годам существования индустрии VR, хирургически препарировать ее самые сильные элементы, а затем применить их в кампании длиной более десяти часов.

Valve Hires Creator Behind Popular 'Half-Life: Alyx' Mod

Несомненно, это отполированная кампания, на которую вы надеетесь, но Alyx редко кажется таким откровением, как вы могли бы ожидать. Временами в ней проскакивает искра постоянного изобретательства, которым славится серия, но она не столько стремится проложить новую механическую территорию для VR, сколько просто дает вам что-то, во что чертовски приятно играть. Полагаю, в каком-то смысле полировка, масштаб и продуманность — это ее вклад, и он, безусловно, ценен. Просто это не то, чего я ожидал.

Например, она не влезает в мутные воды рукопашного боя, который в играх последнего времени, таких как The Walking Dead: Saints & Sinners, был довольно хорошо освоен, и вы не можете превратить все в оружие, как в Boneworks. Загадка в том, что в игре есть потенциал для физического волшебства, просто он никогда не нужен.

Прежде всего, это игра про оружие, а не про физику, как Boneworks. Вы можете и подхватить хедкраба в воздухе, и засунуть его в бочку, и выбросить из окна. Но если вы это сделаете или попытаетесь сделать что-то большее, есть вероятность, что все пойдет не так. К тому же, у вас всегда есть пистолет с достаточным количеством патронов, чтобы убить его, так зачем беспокоиться? Valve упускает возможность не использовать эти новаторские элементы так, как это сделали ее современники. 

В случае с Alyx возникает ощущение, что нужно освоить основы, прежде чем Valve перейдет к более амбициозным концепциям (на что игра намекает). Несмотря на то, что эта задача сама по себе рассчитана на четыре года, разочаровывает — и несколько удивляет — то, что Alyx не закладывает флаг во многих действительно новых областях.

Сценарий на высоте

В мире после Portal 2 не стоит удивляться тому, что сценарий Alyx просто идеален, он ловко балансирует между абсурдистским и по-настоящему уморительным юмором и моментами сосредоточенной силы и связи. И VR оказывается мощным ингредиентом для формирования этой связи.

В самом начале игры вы нерешительно пробираетесь сквозь кромешную тьму, помогая себе только фонариком. Потрясенная Аликс просит Рассела вспомнить Землю до Комбайна. Вместо этого он рассказывает о чуде клубного сэндвича. Я ловлю себя на том, что смеюсь, сначала над его до смешного исчерпывающим монологом, в котором нет ни одной детали, а затем потому, что понимаю: Боже, помоги мне, это действует на меня. Я — признанный трус VR — больше не дрожу от одной мысли о том, чтобы сделать шаг вперед; я думаю об этом грандиозном памятнике человеческому декадансу, как и Аликс. Это момент полной капитуляции перед заклинанием VR, которого я просто никогда не испытывал.

Плавное движение часто скользит по неровностям геометрии игры и оказывается слишком заманчивой альтернативой правильному использованию укрытий в бою. Я начал с этого варианта, но примерно на полпути переключился на Shift. Большая часть игры построена на этом варианте, но все равно возникают трудности с открыванием дверей. Это процесс, который никогда не кажется правильным (на самом деле, вы проводите так много времени, сражаясь с ними, что можете считать их врагом). Кроме того, некоторые из самых взрывных сцен, в том числе и погоня в конце игры, не согласуются с таким стилем передвижения. Эти проблемы присущи многим VR-играм, но в свете расширенной привлекательности Alyx они кажутся еще более ужасными.

В других моментах это скорее собственная цель. В самом начале игра учит вас прыгать, при этом вам нужно преодолеть небольшой промежуток. Не сразу понятно, что делать, но я помню, что за углом есть лестница, с помощью которой можно быстро справиться с препятствием. К моему удивлению, я не могу поднять ее и перебросить через пропасть, как это было в Boneworks. Это очень неприятный момент, когда тебя так сильно убеждают в том, что реальность настолько плотная, а ты так рано обнаруживаешь пробел в ее правилах.

Итог

Для тех, кто уже приобщился к VR, Alyx — это триумфальное возвращение; потрясающе сделанная, тщательно доработанная игра, завершающая последние четыре года изучения VR. 10 с лишним часов лучших в своем классе боев, развивающийся дизайн уровней и, время от времени, моменты по-настоящему изобретательных идей быстро устанавливают ее в качестве нового эталона для платформы.