Обзор самого страшного хоррора — MADiSON VR
Обзор самого страшного хоррора — MADiSON VR
В 2022 году ребята с проекта Science of Scare Project решили найти самую страшную игру всех времен. Для этого они собрали 200 испытуемых и 45 хорроров, которые выходили за три последних десятилетия. Участники поочередно пробовали все игры, а в это время у них замеряли пульс. Уравнение просто: чем выше пульс, тем страшнее игра. С большим отрывом от таких хорроров как Outlast, Dead Space и Resident Evil 7 — лидировала MADiSON.
После этого разработчики начали активно приписывать своей игре звание “самой страшной игры всех времен”. Согласитесь, звучит немного дешево, но от этого не менее интригующе. И следуя логике VR – то, что на плоском экране было страшно, в шлеме должно вызывать неподдельный ужас. Неделю назад состоялся релиз MADiSON VR. Мы опробовали версию для PlayStation VR2 и готовы сказать, можно ли назвать эту игру самым страшным проектом для виртуальной реальности.
MADiSON VR сразу бросает вас в гущу событий толком ничего не объясняя. Вы – Лука, подросток, который оказался в ловушке в мрачном фамильном поместье. С самого начала вы понимаете, что здесь произошло что-то жуткое: за дверью плачет ваш отец, на полу валяются фотографии отрубленных конечностей, попытка сбежать из комнаты приводит вас в пугающий лабиринт. А еще, походу, в главного героя вселился демон.
Просто чтобы вы понимали – меня не пугают ужастики: фильмы и плоские игры не вызывают вообще никаких чувств, а VR-хорроры работали до первого скримера. Но вот в MADiSON VR мне было страшно. ОЧЕНЬ страшно. Игра мастерски погружает вас в психологический ужас и состояние безумия. Если вы слышали о хорроре P.T., то поймете о чем речь. Поскольку наше исследование чаще всего ограничивается одними и теми же комнатами зловещего особняка, мы видим одни и те же локации. Спустя несколько проходок вы начнете замечать, что тут немного сдвинулся стул, тут картина криво висит, лампочка мигает в дальнем конце коридора, а вот темный силуэт убегает из вашего периферического зрения. И это дико нервирует. Затем, как только вы начнете чувствовать себя в безопасности, в вас обязательно вылетит скример. Да, в игре много пугающих моментов, но они не обязательно кажутся дешевыми. Поскольку я не понимал, как работает этот мир, что вызывает скримеры и когда бояться, я решил бояться всегда. Поэтому шарахался от каждого скрипа половицы, а от скримеров обливался холодным потом.
Наша первоначальная цель – выбраться из дома. В этом нам поможет полароид с мгновенной печатью. С помощью него надо фиксировать паранормальные явления и менять окружающее пространство. И с одной стороны, в VR взаимодействие с фотоаппаратом очень приятное. Для использования камеры нужно достать ее из-за плеча, после чего нажать кнопку, чтобы сделать снимок. Затем надо вытащить фотографию из фотика и трясти пока изображение не проявится полностью.
Если сфотографировать объект рядом с которым разбросаны другие фотографии, то снимок вызовет грохот и сдвиги, изменяя некоторую часть дома. Точно так же камеру можно использовать для своего рода перемещения между локациями. Некоторые снимки переносят Луку в другие места, будь то разрушенная часовня, грязная канализация или другие локации, наполненные жуткими сценами. Чем дальше вы продвигаетесь, тем страннее и причудливее происходят события и становится обстановка.
А с другой стороны, удовольствие от взаимодействия с камерой быстро сходит на нет. В игре маловато головоломок, с которыми нужно взаимодействовать с помощью фотоаппарата, а просмотр снимков, которые вы сделали, пригодится лишь пару раз за игру.
Но в первые два часа, каждый снимок вызывает выброс адреналина. Особенно секция с колодцем, которая, как мне кажется, добавила мне несколько седых волос. Погружение значительно усиливается благодаря технологиями PS VR2. Тактильная обратная связь от сенсорных контроллеров, которая срабатывала всякий раз, когда я сталкивался с каким-либо предметом, и гарнитуры PSVR 2, когда Лука страдал от мигрени, еще больше усиливала напряжение.
Я могу искренне заявить, что MADiSON VR держала меня в напряжении на протяжении большей части моего прохождения, и что это один из самых страшный игровых опытов на моей памяти. Но, к сожалению, все омрачается несколькими существенными минусами.
Во-первых, в MADiSON есть крайне нелогичные головоломки. Хотя, более правильным будет сказать, что в игре есть пара логичных головоломок, а во всех остальных случаях приходится полагаться на удачу. И это огромное упущение для игры, в которой головоломки – основная часть геймплея. Загадки настолько нелогичны и неочевидны, что я был вынужден неоднократно прибегать к прохождениям в интернете. И даже когда я следовал руководству не каждая головоломка поддавалась с первого раза. Но как будто этого мало, половина головоломок меняют решение от забега к забегу: будь то необходимые пароли или расположение предметов.
Предметы – это вообще отдельная тема. Их необходимо как и камеру хранить за плечом в ограниченном инвентаре. Маленький объем должен способствовать нагнетанию ужаса, но работает странно, так как за всю игру у меня не было моментов, что мне не хватило места.
Предметы трудно обнаружить в темноте, а подсказки к ним также расплывчаты, как и решения загадок. Интерактивные предметы обозначаются значком на руке и рядом с ними, но они настолько маленькие, что их невозможно увидеть. В версии с плоским экраном фотографии с подсказками слегка увеличиваются при рассмотрении, а сами изображения выравниваются правильно. В версии VR это не так: символы меньше, а фотографии могут даже выглядеть наклоненными или обрезанными. Таким образом, идея состоит в том, чтобы сделать хватающее движение рукой, чтобы приблизить фотографию к лицу, что может вызвать небольшой дискомфорт. Вам также придется сделать это несколько раз, если вы не запомнили подсказки.
Во-вторых, MADiSON VR хоть и пугает большую часть времени, но в игре есть несколько продолжительных секций, в которых вам просто надо гулять туда-сюда и собирать предметы. В эти моменты вас обязательно разочарует медлительность движений персонажа. Лука настолько медленный, что пока вы дойдете из одного конца дома в другой, вы невольно начнете зевать. Погружение и напряжение в этот момент улетучиваются. И если вы попробуете нажать на кнопку, которая в большинстве игр отвечает за бег, то обнаружите, что персонаж начинаете идти ЕЩЕ медленнее.
Добавьте сюда неуклюжее управление. Я проходил MADiSON сидя и игра несколько раз неправильно считывала мое положение в пространстве. Из-за этого у меня не получалось поднять нужный предмет с земли, как бы я не старался. В результате, я раз в час стабильно перенастраивал игровую зону.
Мы получили пресс релизную версию, которая была лишена патчей. В ней было просто отвратительное управление. В большинстве VR-игр, чтобы подобрать предмет, вы должны просто протянуть руку и предмет примагнититься к ней. Здесь же вам потребуется всего лишь посмотреть вниз, вытянуть доминирующую руку, а затем вы увидите контекстный значок, позволяющий схватить объект. В MADiSON VR мне приходилось нажимать кнопку приседания, полностью наклоняться, а затем вытягивать правую руку, пока она не коснется пола. Вам также нужно сделать то же самое, если вы играете стоя.
Были и другие сегменты, где мне приходилось хватать предметы внутри ниш и небольших укромных уголков. Поскольку мне мешала какая-то мебель, мне пришлось наклониться, а затем вытянуть руку только для того, чтобы появился контекстный значок. Иногда приходилось полагаться на удачу и просто жать курок в надежде, что мой персонаж схватит нужный ключ.
В недавнем обновлении разработчики добавили функцию примагничивания и огромными баннерами в меню объясняют, как работает логика их игры.
Точно так же открытие ящиков, полок и дверей может сильно раздражать. Для этого необходимо схватить защелку или дверную ручку исключительно доминирующей рукой, прежде чем делать тянущее или толкающее движение. Даже легкое подталкивание объекта любой из рук также приводит к его закрытию. Из-за этого в самой первой комнате я 10 минут пытался закрыть дверцу шкафа.
Сейчас будет небольшой спойлер, но пример важен для понимания общей картины. В игре есть головоломка с патефонами. Вам нужно крутить ручку пока играет мелодия. Игра плохо считывает жест прокручивания ручки, сбрасывает захват из-за чего приходится начинать сначала. Мало того, что нужно так сделать с 4-5 патефонами, так это еще и секция на время, в которой за вами гонится монстр. Как думаете, насколько положительные чувства это вызывает?
Более того, некоторые из этих контекстных действий на самом деле не соответствуют тому, что вы должны делать в игре. Например, вот перед вами сейф и лестница. Моим первым желанием было нажать кнопку захвата, думая, что мне придется повернуть рычаг или держаться за перила (действия, которые обычно можно ожидать от VR-игр). Я даже не подозревал, что мне просто нужно было повернуть руку ладонью вверх, чтобы появился значок “ПРОСМОТРА” — одно нажатие кнопки взаимодействия, и действие волшебным образом произошло. Хотя, когда мы спускаемся в колодец, с лестницей нужно взаимодействовать именно захватом. Как разработчики определяли логику – непонятно.
За исключением плохого контекстного управления в MADiSON VR все хорошо. Можно играть сидя или стоя. В игре есть как плавный, так и резкий поворот, причем последний позволяет вам настроить угол поворота по своему вкусу. Вы можете изменить доминирующую руку, а также установить направление движения вперед в зависимости от гарнитуры или любого контроллера.
Также имеется ползунок «Смещение высоты», который можно использовать для изменения высоты/вида персонажа относительно земли. Мы рекомендуем этот вариант, если вам нужно подобрать предметы с пола, чтобы вам не пришлось встать на колени и вытянуть руку, чтобы схватить предмет. Наконец, варианты доступности включают в себя средства уменьшения движений головы и покачивания рук, а также дрожания камеры. Что делает ее вполне доступной игрой для рядового пользователя.
Давайте подытожим
Как хоррор MADiSON VR – хорош. Я бы даже сказал прекрасен. В те моменты, когда игра начинает нагнетать атмосферу и закидывать скиммерами – играть ОЧЕНЬ страшно. Я кричал, подпрыгивал и хотел как можно быстрее добить обзор, ведь мое сердце вот-вот должно было выскочить из груди. И если вы ищите пугалку, чтобы испытать свои нервы или посмотреть, как визжат ваши друзья – берите. Прохождение дополняется полным погружением в виртуальную реальность в сочетании с тактильной обратной связью от гарнитуры и контроллера. Но, к сожалению, в моменты спокойствия игра начинает утомлять: тупые и неясные головоломки, неспешность главного героя, наряду с плохим контекстным управлением в VR-адаптации, портят то, что могло стать не просто крутым хоррором, но и замечательной игрой.