Tetris Effect: обзор VR-игры
Возможно, вы играли во множество версий «Тетриса», но в такую, как Tetris Effect, вы еще не играли. Последняя итерация головоломки с падающими блоками вышла из Enhance Experience Тецуи Мизугучи и объединила музыку, звук, вибрацию и визуальные эффекты в нечто почти трансцендентное. Правда, в поздней игре есть всплеск сложности, что еще хуже для тех, кто не играет в VR, но это все равно мастерски представленная новая часть давней серии.
Основная кампания Tetris Effect — это Journey, увлекательная серия соединенных между собой досок, каждая из которых имеет свой собственный художественный стиль, музыку и правила. Каждая доска уникальна, и я постоянно удивлялся тому, что они предлагают. На одной из них вы начинаете под водой, а вокруг вас плавает красивый кит с эффектом частиц, на другой — пустынный пейзаж с блуждающим караваном верблюдов, который на полпути переходит в реалистично выглядящую версию Луны с астронавтом, передвигающимся на луноходе. В некоторых из них вообще нет музыки, вместо нее используется звуковой ландшафт, созданный из звуков ветра. В другой я случайно создал джазовый джем с помощью звуковых эффектов, создаваемых вращающимися, перемещающимися и падающими деталями.
Однако не обманывайтесь музыкой и настроением — Tetris Effect может быть очень сложной. В игре нет жестких правил относительно того, как будет проходить каждый этап: некоторые из них традиционны — они начинаются медленно и нарастают после того, как вы очистите определенное количество линий, в то время как другие начинаются молниеносно быстро, затем замедляются, чтобы дать вам возможность восстановить самообладание, и внезапно снова ускоряются без предупреждения. Эти постоянные колебания скорости и сложности порой противоречат зачастую медитативной подаче этапов Tetris Effect. Возможность несколько раз повернуть фигуру после приземления и возвращение очереди удержания, с помощью которой вы можете заменить тетромино один раз за ход, дают вам несколько способов реагирования, но все равно может показаться дешевым, когда доска внезапно ускоряется на 5-6 уровней, сталкивая блоки и разрушая мои тщательно продуманные планы.
Если вы окажетесь в затруднительном положении, то сможете активировать в Tetris Effect новую забавную механику Zone, приостанавливающую время. Zone накапливается в процессе игры, и ее активация приостанавливает действие, позволяя вам расчистить линию для комбо с высоким результатом или настроить свою доску без постоянной угрозы падения блоков. Возможно, Zone не так революционна, как, например, возможность поменять тетромино на одно в очереди на хранение, но мне она понравилась из-за стратегических возможностей выстраивать доску как можно выше, а затем быстро очищать ее по мере истечения таймера. В самом начале игры я просто затаивал свою Зону, пока не оказывался в затруднительном положении, но беглый взгляд на таблицы лидеров убедил меня использовать ее как можно чаще.
Tetris Effect награждает вас дополнительными очками за последовательное очищение линии, быстрое перемещение блоков в нужное место и другие сложные маневры, например, закручивание фигуры в узкое пространство, называемое T-Spin, или полное очищение доски. Ваш общий результат на всех этапах игры Journey отображается в таблице лидеров, а на каждом этапе вы получаете оценку в зависимости от ваших результатов. Приостанавливать действие с помощью Zone и выстраивать линию за линией (мой рекорд — 16 последовательных линий, так называемая декагексатриса) — обязательное условие, если вы хотите получить хоть какой-то шанс на славу в таблице лидеров. Ближе к концу режима «Путешествие» Zone становится незаменимой — не для набора очков, а как средство борьбы с изменчивой скоростью игрового процесса и повышенными требованиями к чистоте.
Жаль, что «Зона» недоступна вне режима «Путешествие», ведь Tetris Effect предлагает широкий выбор других режимов эффектов, в которых я постоянно хотел активировать ее, но не мог. Среди них есть мой самый любимый, традиционный режим «Марафон» (в нем вам нужно пройти 150 линий, причем скорость увеличивается с регулярными интервалами), а также более специфические головоломки, в которых вам придется полностью очистить доску, используя только четыре блока, или реагировать на модификаторы вроде перевернутой доски или гигантских, огромных Тетромино. Эти режимы очень увлекательны, особенно головоломки, и подходят для коротких сеансов игры по сравнению с захватывающим характером режима «Путешествие». Я также обнаружил, что часто играю в расслабляющие версии более сложных режимов, которые позволяют играть в традиционный Тетрис без угрозы завершения игры.
В каком бы режиме вы ни играли, вокруг вас вспыхивают частицы и звуковые эффекты, когда вы вращаете Тетромино и очищаете линии. Если вы играли в потрясающую Rez Infinite и ее этап Area-X, визуальное и звуковое оформление Tetris Effect вам сразу покажется знакомым. Я часто обнаруживал, что вращаю блоки и задерживаю их на месте не для того, чтобы увеличить свой счет, а для того, чтобы улучшить музыку и виды, происходящие вокруг меня. К сожалению, именно здесь стиль Tetris Effect иногда мешает игровому процессу.
Когда вы очищаете линию, из доски и других элементов сцены вылетает огромное количество частиц. Честно говоря, захватывает дух, когда стая дельфинов взрывается неоновым дождем, а их игривое щебетание окружает вас. Но иногда эти эффекты настолько отвлекают внимание, что я путаюсь в сложной расстановке блоков или теряю ориентацию на месте. Например, в одном из этапов ковбои на лошадях регулярно прогуливаются перед игровым полем, слегка загораживая вам обзор, и это раздражает, когда блоки падают с большой скоростью. Это становится особенно неприятным к концу режима Journey Mode, где скорость падения блоков настолько велика, что промах в их размещении обрекает среднего игрока на гибель. Tetris Effect пытается компенсировать этот недостаток с помощью щадящей системы продолжения и возможности настраивать количество частиц и расстояние камеры от доски Тетриса, но после двух часов непрерывных попыток пройти одну и ту же 13-скоростную доску мне захотелось отключить все причудливые эффекты, чтобы просто сконцентрироваться.
Если вы проявите настойчивость и дойдете до конца режима Journey Mode, то будете вознаграждены возможностью расслабиться и насладиться видами и звуками без геймплея, что позволит вам по-настоящему оценить уровень мастерства, заложенный в дизайн Tetris Effect. Расслабиться на диване и позволить всему этому омыть меня — одно из самых потрясающих впечатлений, которые я когда-либо испытывал в VR.
VR — это лучший способ поиграть в Tetris Effect. Все эти эффекты не только еще более впечатляющи в 3D, но и практически не отвлекают от игры взрывающиеся частицы. Я прошел Journey Mode и несколько режимов Effect как в VR, так и без VR и пришел к выводу, что громоздкая гарнитура лучше. При игре без VR мне регулярно приходилось приближать камеру, чтобы минимизировать отвлекающие факторы, из-за чего я пропускал многие визуальные эффекты. Возможно, дело в относительно низком разрешении VR или в том, что моим глазам легче отслеживать движения в 3D, но даже разноцветное брюхо кита, проплывающее перед игровым полем, никогда не выбивало меня из колеи.