Метавселенная – что это? Объясняем простыми словами
Тема метавселенной затронула всех, кто так или иначе связан с цифровыми технологиями. Известные компании хвастаются своими мета-пространствами; бренды публикуют виртуальные магазины; игра для детей Roblox внезапно стала не игрой, а метавселенной.
Удивительно то, как люди оперируют этим термином, не до конца понимая, что это такое.
Для точного определения мы обратились к эксперту, который проводит каждый день в мета-пространствах.
В статье вы узнаете: что такое метавселенная в простом и сложном понимании, зачем она нужна. Приведены подробные объяснения на примерах.
Почему метавселенные стали популярными?
Впервые термином оперировал писатель-фантаст Нил Стивенсон в своем произведении «Лавина». Книга написана в 1992 году. Как вы понимаете, в 90-е метаверсы не захайпили.
Известным евангелистом этой темы является Мэтью Болл. Он занимался исследованием Метавселенной ещё до того, как это стало мейнстримом. В 2020 году он написал статью «The Metaverse: What It Is, Where to Find it, and Who Will Build It». Позже Болл выпустил серию статей «The Metaverse Prime».
Вершина его творчества — книга «The Metaverse: And How It Will Revolutionize Everything», быстро ставшая бестселлером в США и Канаде.
Феноменальную популярность метавселенные обрели всего за один день, благодаря одному событию: на Facebook Connect 2021 Марк Цукерберг объявил о переименовании компании Facebook* в Meta*.
Он сообщил, что в течение 10 лет будет создана Метавселенная – общее виртуальное пространство, в которое сможет войти каждый человек. Meta будет поставлять VR/AR устройства как «точку входа в Метавселенную».
Возможно, Цукерберг вдохновился публикациями Мэтью Болла – об этом никто не знает.
Метавселенной называют всё подряд, чтобы приобщиться к хайпу.
После такой крутой «смены курса» огромной технологической компании, все решили подсесть в этот «хайп-поезд».
Однако никто не мог дать внятного определения «что такое Метавселенная», которая должна быть настолько «всеобъемлющей», что заменит собой современный Интернет.
Хотя, многие это проблемой не считают, ведь закрепив за своим проектом новое модное слово, становится легче привлекать «инвестиции».
Определение метавселенной по Мэтью Боллу
Обратимся снова к вышеуказанному евангелисту. Итак, метавселенная – это
Масштабируемая и совместимая сеть 3D-виртуальных миров, визуализируемых в реальном времени, которые могут быть доступны синхронно и постоянно практически неограниченному числу пользователей с индивидуальным ощущением присутствия и непрерывностью данных, таких как личность, история, права, объекты, коммуникации и платежи.
Ничего непонятно, но очень интересно, правда?
Каждому из выделенных слов в книге Болла посвящена отдельная глава на несколько страниц с пояснением.
Простое определение метавселенной
Лучше всего спросить о термине метавселенных у пользователей, которые взаимодействуют с ними почти ежедневно.
«Метавселенная – это надстройка над интернетом», – определение от Vav1st, эксперта по метавселенным.
В принципе, этого достаточно для того, чтобы отмести миф о том, что «метавселенная – это часть виртуальной реальности».
«Метавселенная – это суперпозиция между виртуальным и реальным миром, где виртуальный мир — альтернативная реальность, постоянно действующая, а суперпозиция характеризуется пересечением реального и виртуального миров», – определение мета-путешественника.
Простыми словами по мета-путешественнику – это альтернативная реальность, имитирующая настоящую реальность.
Все еще сложно для осознания? Возможно, вам станет понятнее, когда вы прочитаете примеры и прогноз будущего развития.
Как будет выглядеть Метавселенная в будущем?
Попробуем представить, как метаверсы будут выглядеть для обывателя в будущем, проведя прямые аналогии с сегодняшними технологиями.
Представим точку входа (устройство) в Метавселенную в виде компактных VR/AR очков. Их можно носить повседневно, цена в магазине приблизительно равна сегодняшним смартфонам.
Вы надеваете очки, включаете 1-2 кнопки, оказываетесь в виртуальной комнате и видите иконки приложений. Пространство очень похоже на рабочий стол в ОС Windows или окно смартфона.
Далее вы открываете браузер и вводите в адресную строку определенный сайт. Перед вами открывается портал (как из игры Portal), войдя в который начинается загрузка сайта/виртуального мира.
Примеры:
Netflix
Через портал Netflix вы входите в виртуальный кинотеатр. Вы видите киноафишу, кликаете на фильм и оказываетесь в зале кинотеатра, где запускается фильм в стерео-3D. Это кино вы можете посмотреть в одиночку или позвать друзей.
Интернет-магазин
Зайдя через портал в условный Яндекс-Маркет, вы вводите тип товара, который хотите купить.
Вы можете вывести любой товар в 3D-модель, покрутить в руках, разобрать/собрать по анимированной инструкции и поставить его у себя в комнате в AR-режиме (мебель), или надеть на себя и посмотреть, как это будет выглядеть (одежда).
Twitch
Вы заходите на стрим к своему другу-стримеру. В метавселенной вы видите не классическую трансляцию игры, а попадаете непосредственно в игру и можете пообщаться с ним напрямую (если стример позволит).
Так, вы можете принять участие в массовой онлайн-игре со стримером или просто пообщаться в общем виртуальном пространстве.
Wikipedia
В Википедии вы выбираете статью для чтения и, помимо описания, получаете 3D-визуализацию.
Например, в исторических статьях вы видите сцену сверху или даже можете принять участие в баталии.
В статьях на тему космоса вы переходите в космический симулятор, в котором можно погулять по Луне и другим планетам, посмотреть визуализацию космического явления с возможностью управлять и перематывать время.
Pornhub
На сайтах для взрослых вы выбираете виртуальную комнату, NPC с заготовленной анимацией и поведением и запускаете симуляцию.
Сейчас это все оформлено как отдельные плоские или VR-приложения. В концептуальной утопической метавселенной 2D и 3D взаимосвязаны, пользователи могут бесшовно перемещаться между одним и другим.
Мифы о метавселенных
1. Метавселенная – это игры с мультиплеером, где люди общаются и запускают мини-игры.
На данном этапе действительно популярны мета-пространства с мини-играми, вроде VRChat или Horizon Worlds. Но в будущем игры станут лишь опциональной функцией.
2. Для входа обязательно нужен шлем виртуальной реальности.
В Roblox или Rec Room можно зайти со смартфона, а в VRChat с компьютера. А Decentraland вовсе не совместим с VR.
Метаверс — не виртуальная реальность так же, как интернет – это не смартфон. VR-режим опционален.
3. Это никому не нужно
20 лет назад мало кто задумывался о том, насколько далеко зайдет Интернет. У метавселенной достаточно потенциала для того, чтобы стать следующей итерацией Интернета.
Сейчас это выглядит как странный хайп: Nike делает цифровой магазин, Макдональдс – цифровое кафе, в котором можно заказать еду, и так далее.
Между тем, Дубай планирует в течение 5 лет организовать 40 тысяч рабочих мест в рамках проекта «Метавселенная Дубая». По предварительным расчетам, это должно принести в бюджет около 4 миллиардов долларов.
А представьте, если корпорации начнут оцифровывать заводы, производить цифровых двойников, чтобы сократить эксплуатационные расходы и ускорять разработку новинок.
Кстати, Siemens и NVIDIA уже создают свою промышленную метавселенную, дабы воплотить желаемое в реальность. Виртуальные копии позволят спрогнозировать эффективность будущего продукта или процесса уже на стадии разработки.
В общем, прогностика о пользе цифровых локаций для общества – это тема для отдельной статьи. Мы хотели рассказать о том, зачем нужно это развивать.
Цифры в метавселенной: статистика, которая о многом говорит
Как воспринимает метавселенные общество?
В 2022 году Wunderman Thompson Intelligence провели исследование среди людей от 16 до 65 лет о метавселенных, криптовалюте и NFT. Участие приняло более 3000 человек.
— 74% слышали о метавселенной.
— Только 15% опрошенных смогли объяснить, что такое метавселенная и криптовалюта.
— 60% респондентов поддерживают идею выпускать NFT вместе с физическими товарами.
— 74% считают, что за метавселенной будущее.
— Более половины понимают метавселенную как VR-пространство для игр, покупок и работы.
— 60% считают, что метавселенная — это следующий этап электронной торговли.
— Большинство считает, что основными проблемами метавселенной являются конфиденциальность, кибербуллинг и защита данных.
— 42% опрошенных имеют или имели цифровые активы.
Спасибо вам за прочтение и огромнейшее спасибо нашим экспертам, которые помогли в написании статьи.
Присоединяйтесь к нашему Мета-шоу METALKS на YouTube
Подписывайтесь на Telegram – там много всего интересного про виртуальную реальность и не только
*запрещенные в России компании